МБОУ "Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа"
п. Лебяжье, Лебяжьевский муниципальный округ, Курганская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

       Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

       Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
    Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
        В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
       «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
       В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
       Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
        Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
        Для каждого обучающегося в начале учебного года проводится Психолого-педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа индивидуального сопровождения ребёнка, учитывающая его особенности здоровья.
        Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус достаточно пологий, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. 
        Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:
    •    проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
    •    проведение  малых педагогических советов, административных советов;
    •    ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
    •    посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    •    разработка методических  рекомендаций учителю;
    •    диагностика, коррекция, профилактика;
    •    обследование школьников  по запросу родителей;
    •    оказание психологической поддержки педагогам.
    Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам.

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    *Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 79.

    Информация о приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, в которых созданы необходимые оптимальные условия для доступного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ

    Информация о приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образованияна, в которых созданы необходимые оптимальные условия для доступного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

    Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

    На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    Какие документы нужны для обследования?
    Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

         заявление родителя (законного представителя) ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК;
         документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка.


    Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:

        создание специальных условий образования;
        создание специальных условий ГИА (ГИА-9, ГИА-11);
        консультация родителей (законных представителей) специалистами ЦПМПК.


    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    • Школьная библиотека
    • Спортивный зал

    Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

        крыльцо оборудовано пандусом;
        входная лестница оборудована перилами,
        крайние ступени лестницы имеют контрастную окраску;
        имеется маркировка стеклянной части входных дверей.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie