
Что такое наркомания? Греческое слово «нарке» означает оцепенение, онемение; «мания» – безумие, страсть.
С древнейших времен человек испытывал потребность в чуде, в уходе от реального мира. Вера в сверхъестественные силы подкреплялась знаниями о растениях, способных на некоторое время приоткрыть человеку другую реальность. Существуют гипотезы о том, что еще 25 тысяч лет назад люди узнали об их таинственном действии. Первооткрывателями наркотиков стали китайцы, греки.
Многолетними исследованиями наркомании было обнаружено, что наркозависимость формируется в присутствии трех факторов: наличия наркотика, которому присваивается магическая сила, определенных обстоятельств и внутренней предрасположенности к аффективным недостаткам. Эти существующие расстройства при приобщении человека к наркогенным веществам активизируются и становятся заметными.
Наркотики – это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.
Главным критерием является вопрос: ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь.
Пристрастие часто определяют как стремление к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум.
Употребление любого наркотика может искалечить человеческую жизнь и даже убить!
Наркопотребление и связанная с ним наркопреступность продолжают оставаться одними из острейших проблем современности. Анализ складывающейся наркоситуации позволяет сегодня говорить о формировании особой, наркогенной субкультуры со своими ценностями, ритуалами, стилем, сленгом.
Данная субкультура формирует у населения лояльное отношение к наркотикам и пропагандирует их употребление. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей (законных представителей) и работников правоохранительных органов.
Профилактика в образовательной организации должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни всех участников образовательных отношений, на формирование навыков безопасного поведения, на предупреждение употребления наркотических, психоактивных веществ обучающимися.
Разнообразие существующих форм и методов организации профилактической работы позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся при организации и проведении профилактических мероприятий. В подростковом возрасте наиболее эффективными являются: акции, тренинги, «круглые столы», индивидуальные и групповые беседы, квесты, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, встречи со специалистами (медиками, юристами, психологами).
Одним из важных ресурсов профилактической работы может стать волонтёрское движение.